3. Искусствовед Муратов ошибается

Михаил Самуилович Качан
Павел Дмитриевич Муратов представляет себе нашу жизнь и наши заботы как действия единого дружного коллектива Академгородка. Вот, что он пишет [1]:

Галерея Академгородка иначе планировала свою работу. Имея через актив учёных связи с заграницей, Совет галереи наметил выставку современной живописи Франции, договорился с Марком Шагалом об его персональной выставке в Новосибирске и получил от него большую акварель для воспроизведения её на афише ожидавшейся выставки.

Шли переговоры о персональной выставке П. Пикассо, А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, М.М. Черемныха, о выставке произведений советского искусства за пятьдесят лет из собрания Русского музея, о выставке древнерусского искусства, планировался диспут «Художник и время» с участием в нем Д.А. Гранина, С.П. Залыгина, В.А. Каверина, П.Д. Корина, В.А. Серова, К.А. Федина, И.Г. Эренбурга.

Искусствовед Муратов действительно был осведомлён о планах нашей Картинной галереи. По крайней мере, обо всём этом была извещена общественность. Были и другие планы в зачаточном состоянии, но писать сегодня о них бессмысленно.

А вот, что касается связи с заграницей через актив учёных, как уверенно пишет искусствовед Муратов – это полная чепуха. Я не помню ни одного случая, чтобы мы через учёных, посещающих научные лаборатории или конференции на Западе, что-либо кому-либо передавали или чтобы они передавали нам, даже письма. Да, по-моему, это и запрещалось и просить даже об этом было неудобно.

С Марком Шагалом была установлена прямая связь. Шёл обмен письмами. Другие художники или их наследники жили в СССР, и Макаренко посещал их и договаривался с ними напрямую. И связь с писателями была прямая. С Русским музеем тоже была прямая договорённость.

И афиша Марка Шагала пришла к нам официально по почте на адрес Дома учёных. Не сомневаюсь, что вся почта перлюстрировалась, так что, КГБ знало абсолютно всё.

Да и вокруг М.Я. Макаренко крутилось много людей, несомненно кое-кто из них был осведомителем. Легко могли и подслушивающее устройство поставить.

***
На этом я заканчиваю первую часть моего очерка «Мой Академгородок, 1968. Впереди – другие радостные и печальные события 1968 года.


Продолжение (глава 5) следует:  http://www.proza.ru/2017/09/12/520 
------------------------------------------------
1. П.Д. Муратов. Художественная жизнь Новосибирска. На сайте: http://www.pdmuratov.org/hud_schisn_nsk/hud_schisn_IL.html